Введение состава "ЭДИАЛ" в узел трения производят через штатную систему смазки (подачи топлива) или методом непосредственного нанесения на поверхности контактных зон, с последующей кратковременной обкаткой при минимальных нагрузках и скоростях для равномерного распределения.
Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации узла. Количество состава определяется по типу оборудования и степени его износа (ориентировочное количество состава 0.1гр. на 1 литр смазки). Если условно разделить протекающие процессы на этапы, то можно представить себе картину следующим образом: • Проникновение частиц состава "ЭДИАЛ" в поры микрорельефа поверхностей трения; • Очистка поверхностей трения; • Модификация приповерхностных слоев металла; • Наращивание сверхтвердых поверхностных слоев.
Триботехнический эффект предлагаемого способа достигается в равной мере на различных связующих и ПАВ, благодаря качественному и количественному составу природной минеральной смеси. Дополнительные термо-рентгенографические исследования показывают, что под давлением высоких нагрузок и температур в контактных зонах кристаллизационная вода в составе кристаллогидратов замещается атомами углерода из углеводородного связующего. Внедряясь в поверхность металла с потерей кристаллизационной воды, кристаллы становятся одновременно катализатором процесса цементации поверхностного слоя и скелетом для наращивания приповерхностных слоев. В зависимости от характера нагрузки, режима трения и физико-химических свойств поверхности возможны разные варианты ее модификации: • цементация (насыщение углеродом поверхностного слоя металла с образованием твердого раствора карбида железа); • 8РЗ - гибридизация углерода в поверхностном слое (образование алмазоподобной структуры углерода); • образование сверхтвердых карборундовых приповерхностных слоев характерного темно-зеленого и серого цвета, являющихся кристаллическим продуктом соединения кремния с углеродом.
Комбинации этих процессов сопровождаются интенсивной очисткой поверхностного слоя от загрязнений и образованием ярко выраженной регулярной структуры приповерхностного слоя (типа хоновой сетки) с заведомым улучшением реологии, грузоподъемности и долговечности контакта, снижением коэффициента трения в 15 раз и компенсацией износа поверхностей пар трения. 1. Картина трения на примере пары трения сталь-чугун Если посмотреть на поверхность трения и контакта сопряженных деталей под увеличением, то она состоит из пиков и углублений, забитых продуктами износа и разложения масел и присадок. Когда механизм включается в работу, нагрузка сближает поверхности трения, выступы микрорельефа рвут пленки создаваемые маслом и присадками и, набегая друг на друга, сламываются, добавляя в масло еще какое-то количество частиц металла, которые также становятся своего рода загрязнителями. В местах слома выступов происходят микро вспышки, разрушающие масла и присадки, которые также становятся загрязнителями. 2. Введение состава "ЭДИАЛ" в систему смазки В соответствии с технологией состав "ЭДИАЛ" добавляется в носитель (в данном случае - масло, желательно не новое, а содержащее продукты износа), для его распространения по поверхностям трения. За счет специфических свойств частиц состава, в местах контакта происходит подготовка поверхностей трения - размягчение нагаров, окислов, деструктурированного масла, с последующим отслоением и накапливанием в фильтре. 3. Образование модифицированных поверхностей В зонах контакта пар трения под действием высоких давлений и температуры происходят процессы разрушения кристаллической структуры состава "ЭДИАЛ" (с выделением кристаллической воды). Образовавшиеся свободные связи замещаются атомами углерода из загрязнений и углеводородного носителя (масла, топлива или ). В результате объем слоеобразующего материала в десятки раз увеличивается по сравнению с количеством внесенного состава "ЭДИАЛ". Практически одновременно с этим происходит проникновение неактивированных частиц состава в углубления микрорельефа. Элементы "ЭДИАЛ"а работают как катализаторы: в местах микровспышек при повышенной температуре (до 1500 град. С), создаются оптимальные условия для активного протекания реакций замещения. В результате происходит внедрение углерода и кремния в приповерхностный слой металла, укрепление поверхностного и приповерхностный слоев. Все вышеуказанные процессы протекают практически одновременно и имеют место до тех пор, пока в носителе не иссякнет добавленный состав "ЭДИАЛ" или пока в системе не наступит равновесие, т.е. все зазоры контакта деталей механизма будут выбраны до оптимальной величины. В конечном счете, оптимизация зазоров в зонах контакта определяется конструктивными особенностями узла трения и всего агрегата в целом. Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения. Полученные модифицированные поверхности: • Не имеют резкой границы между собой и металлом, с которым они образовались. • По своей природе не чужеродны металлу. • Имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве - охлаждении. • Коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50% в зависимости от материалов пары трения. • По своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения: 1575°C - 1600 °C. • Стойки к коррозии. • Поверхности можно возобновлять по мере их изнашивания, проводя дополнительные "ЭДИАЛ" - обработки. |